Экспериментальный региональный лицей-кампус
Общие положения
Концепция Экспериментального регионального лицея-кампуса Федерального государственного бюджетного общеобразовательного учреждения «Лицей-кампус творчества и ремесел» комплексного формирования личности детей и подростков (далее – Концепция) является представлением инновационного механизма реализации принципа системы российского образования, сформулированного Президентом Российской Федерации В.В.Путиным: «справедливость, то есть доступность качественного образования для каждого
ребенка в соответствии с его интересами и способностями. причем независимо от того, где он живет – в городе или деревне, в Москве или любом другом регионе страны» (заседание президиума Государственного Совета по вопросу о задачах субъектов Российской Федерации в сфере общего образования 25 августа 2021 г.).
Концепция направлена на реализацию Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. No 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», на достижение целей, целевых показателей и результатов национального проекта «Образование», Указа Президента Российской Федерации от 31.12.2015 г. No 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», включающего в основы государственной культурной политики понятие «культурный суверенитет» как совокупность социально-культурных факторов, позволяющих народу и государству формировать свою идентичность, избегать социально-психологической и культурной зависимости от внешнего влияния, быть защищенными от деструктивного идеологического и информационного воздействия, сохранять историческую память, придерживаться традиционных российских духовно-нравственных
ценностей. Приоритетны направления, сформулированные в Указах, реализованы в Концепции следующим образом: в рамках эксперимента на базе авторских методик создание основ системы обучения с возможностью тиражирования в регионах Российской Федерации;
синхронное развитие профессионального и творческого потенциала детей и подростков;
формирование единого образовательного пространства, обеспечивающего качественное доступное общее образование для каждого ребенка в соответствии с его потребностями и интересами независимо от социальных и экономических факторов (достаток семьи,
особенности здоровья, укомплектованность образовательной организации и ее материальная обеспеченность и др.);
укрепление единой воспитывающей среды, ориентированной на формирование патриотизма, российской гражданской идентичности, духовно-нравственной культуры на основе российских традиционных духовных и культурных ценностей.
Предпосылки разработки Концепции
Современная отечественная система школьного образования за последние годы претерпела существенные количественные и качественные изменения. Система школьного образования, столкнувшись с экономическими и социальными вызовами, ответила
динамическим увеличением числа общеобразовательных организаций в субъектах Российской Федерации, в которых проявились диверсификационные процессы в содержании образования, выражающиеся переходом значительного количества семей по желанию родителей на домашнее обучение, что инициировало возникновение частных школ, работающих, в том числе, по авторским методикам. При этом прогрессивные универсальные авторские технологии, достойные широкого распространения, из-за сложности процедур внедрения в стандарты обучения, применяются лишь локально, а не повсеместно.
Для апробации с последующей реализацией системы обучения, основанной на авторской технологии образования целесообразно выбрать объекты внедрения и создать на базе этих объектов единую структуру экспериментальных учебных заведений, отладить систему образования, стандартизировать ее и при поддержке Министерства культуры РФ обеспечить дальнейшее тиражирование в регионы Российской Федерации.
Актуальность, цель и задачи Концепции
Актуальность Концепции
Актуальность Концепции заключается в необходимости совершенствования системы образования, как одного из ключевых факторов повышения культурно-образовательного и профориентационного уровня молодежи и населения регионов Российской Федерации.
Цель Концепции
Целью Концепции является создание экспериментального регионального лицея-кампуса Федерального государственного бюджетного общеобразовательного учреждения «Лицей- кампус творчества и ремесел» комплексного формирования личности детей и подростков («Лицей-кампус творчества и ремесел»), обеспечивающего оптимальные качественные условия обучения, воспитания и профориентации каждого школьника в современных социально-экономических и геополитических реалиях для комплексного формирования личности детей и подростков в области искусств, живописи, основ театрального образования, народных
промыслов и ремесел при участии соответствующих компетентных преподавателей, специалистов и попечителей.
Задачи Концепции
Разработка дорожной карты проекта «Лицей-кампус творчества и ремесел». Утверждение объектов и земельных участков, входящих в проект «Лицей - кампуса творчества и ремесел». Организация реализации проекта «Лицей-кампус творчества и ремесел» на
концессионной основе с финансированием частными лицами /или инвестиционными фондами при непосредственном участии Министерства культуры РФ. После положительного результата эксперимента, разработка и утверждение стандартов обучения в данного типа образовательных учреждений с внесением изменений и дополнений в ФГОС.
Описание инновационной модели «Лицей-кампус творчества и ремесел»
Экспериментальный региональный лицей-кампус Федеральное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей-кампус творчества и ремесел» формирования личности детей и подростков представляет собой обучающий комплекс
«Методика обучения + Инфраструктура региона», состоящий из региональных объектов, инфраструктура которых позволяет организовать обучение по методике, предлагаемой к внедрению Концепцией. Суть инновационной модели «Лицея-кампуса творчества и ремесел» заключается в реализации многофункциональной системы регионального, включающей эффективное
обучение детей и подростков по проверенной авторской методике и развитие локальной инфраструктуры, обеспечивающей успешное обучение и трудоустройство обучаемых в регионе проживания.
Обучение детей и подростков базируется:
1. На этапе начальной школы – по авторской методике В.И. Жохова.
2. На этапе средней школы – по авторской методике М.П. Щетинина , эффективность которого обеспечивается организацией периодических попредметных «погружений», разделенных по дням недели. Обучение органично сочетается с физическим трудом и
творческими занятиями. Многоэтапная система образования позволяет обучающимся мотивируемо получить профессиональные навыки в том числе в творческих профессиях и реализовать свой потенциал, формируя инфраструктуру рабочих мест в зоне проживания, создавая предпосылки повышения культурного уровня региона. Устойчивость реализации модели «Лицея-кампус творчества и ремесел» обеспечивается созданием на концессиональной основе единой информационной системы, координации
финансов, прав, нормативных и содержательных основ, выработки единых правил приема детей и подростков, преемственность содержания образования, сохранения единства народов, российского сознания и духовной близости, государственного языка и родных языков и др.
Основные принципы системы образования «Лицея-кампуса творчества и ремесел»
Принцип духовно-нравственного развития. Образ жизни в лицее-кампусе направляет учащихся видеть красоту вокруг и развивать духовность в себе в процессе освоения предметов по программе и в быту. Принцип устремленности к познанию. Организация обучения построена таким образом, чтобы можно было выявить склонности и направленность мышления учеников, что мотивирует
раскрытие потенциала обучающихся. Принцип любви к труду. Дети параллельно с учебой в школе занимаются творчеством и
хозяйством. Ремонт, строительство, обслуживание помещений и территории школы осуществляется учащимися. Особое внимание уделяется физической подготовке и здоровью. Программы обучения и развития, основанные на перечисленных принципах, являются
базовым инструментарием и поддержания единого образовательного пространства. Комплекс критериев детализирован в систему уровневых требований к деятельности школы; достижение максимально возможных значений критериев способствует качественной реализации проекта –«Лицея-кампуса творчества и ремесел» с последующим расширением на регионы страны. При этом механизмы, пути и способы достижения обозначенных целей у каждой школы могут быть собственные, базирующиеся на выработанных по настоящей Концепции принципам и исходя из инфраструктуры региона внедрения.
Результаты и эффекты внедрения Концепции «Лицея-кампуса творчества и ремесел»
Реализация Концепции «Лицей-кампус творчества и ремесел» позволит достичь следующих результатов и эффектов:
- создание условий для тиражирования Концепции в регионах Российской Федерации, повышения культурно-образовательного уровня региона и желаемого образа будущего;
- создание условий для повышения качества образования путем организации на более высоком уровне работы с обучающимися, демонстрирующих высокие образовательные результаты;
- создание единых нормативных, методических документов функционирования образовательных организаций подобного типа;
- создание новых управленческих механизмов, обеспечение устойчивой взаимосвязи школ с социумом;
- создание условий для притока молодых педагогов в систему образования по настоящей Концепции в субъектах Российской Федерации;
- создание эффективных механизмов действенного вовлечения в процессы отечественного образования всех категорий российского общества: родителей, государства, профессиональных и бизнес сообществ, средств массовой информации, общественных объединений, местных территориальных сообществ.
В результате внедрения Концепции будет реализован базовый принцип справедливости при получении образования, сформировано единое образовательное пространство. Реализация проекта «Лицей-кампус творчества и ремесел» позволит обеспечить переход к следующему этапу развития отечественных региональных школ, как школ, обеспечивающих обучение, воспитание, творческое развитие детей и молодежи России.